Типичные случаи неправомерного поведения лиц, замещающих государственные должности Свердловской области,должности государственной гражданской службы Свердловской области в отношениях с гражданами и организациями, о способах защиты граждан и организаций от такого поведения

Введение

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (статья 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Под взяткой понимаются принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) либо какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое должностное лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

Действия должностного лица также квалифицируются как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Вымогательство взятки - это требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, а также создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих охраняемых законом интересов.

Слова и выражения должностного лица, которые могут быть восприняты гражданином или представителем юридического лица (организации) как просьба (намек) о даче взятки:
– «вопрос решить трудно, но можно»; 
– «спасибо на хлеб не намажешь»;
– «договоримся»;
– «нужны более веские аргументы»;
– «нужно обсудить параметры»;
– «ну что делать будем?» и т.д.

Действия должностных лиц, которые могут восприниматься гражданами или представителями юридических лиц (организаций) как согласие принять взятку или просьба о даче взятки:
- регулярное получение подарков, даже небольшой стоимостью;
- посещения ресторанов совместно с гражданами или представителями организации, которые извлекли, извлекают или могут извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) должностного лица;
– переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) должностного лица (работника);
– родственники должностного лица (работника) устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);
– родственники должностного лица (работника) соглашаются принять подарок от гражданина или организации, которые извлекли, извлекают или могут извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.

Обсуждение определенных тем с гражданами или представителями организаций, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий должностного лица (работника), например:
- низкий уровень заработной платы должностного лица (работника) и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
- отсутствие работы у родственников должностного лица (работника);
- необходимость поступления детей должностного лица (работника) в образовательные организации и т.д.

Предложения, исходящие от должностного лица (работника), особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки. Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой должностного лица (работника), например:
- предоставить должностному лицу (работнику), и/или его родственникам скидку;
- воспользоваться услугами конкретной организации и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках контрактов (договоров), подготовки необходимых документов;
- воспользоваться услугами конкретного поставщика социальных услуг в рамках реализации индивидуальных программ предоставления социальных услуг и индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;
- внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
- поддержать конкретную спортивную команду и т.д.

Некоторые косвенные признаки предложения взятки:
- разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;
- в ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);
- сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю;
- взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток, и т.д.;
- взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, (передать взятку под благовидным предлогом через знакомого взяткополучателя) напрямую не связанному с решением вопроса.

Лоббирование – процесс по продвижению интересов частных лиц, организаций (общественных организаций), корпоративных структур в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них решения.

Предполагаемые действия граждан, представителей юридических лиц (организаций) при возникновении проявлений коррупции со стороны лиц, замещающих государственные должности Свердловской области, должности государственной гражданской службы Свердловской области

– вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться должностным лицом (взятковымогателем) как готовность дать взятку;
– внимательно выслушать и точно запомнить предложенные условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов, иные выгоды и пр.);
– не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному нарушителю антикоррупционного законодательства (взяткополучателю) «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
– при наличии у Вас диктофона постарайтесь записать (скрытно) предложение о вымогательстве взятки либо ином противоправном деянии.

В случае неправомерного поведения лиц, замещающих государственные должности Свердловской области, должности государственной гражданской службы Свердловской области граждане и организации могут обратиться с заявлением о фактах коррупции:

в Министерство социальной политики Свердловской области:

- направить письменное заявление по адресу: 620144, г.Екатеринбург, ул.Большакова, 105,
- доставить письменное заявление лично по адресу: 620144, г.Екатеринбург, ул.Большакова, 105, канцелярия кабинет 126,
- направить письменное заявление в электронном виде:
- по электронной почте на адрес:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., через систему «Электронная приёмная» на официальном интернет-сайте Министерства: www.msp.midural.ru,
- посредством заполнения формы в подрубрике «Обратная связь о сообщениях о фактах коррупции» рубрики «Противодействие коррупции» по ссылке: http://msp.midural.ru/protivodeystvie-korrupcii/obratnaya-svyaz-dlya-soobshcheniy-o-faktah-korrupcii.html либо в подрубрике «Обратиться в Министерство» рубрики «Обращения граждан» на официальном интернет-сайте Министерства: www.msp.midural.ru,
- сообщить по «телефону доверия» по вопросам противодействия коррупции  +7 (343) 312-07-01;
- сообщить по телефонам «прямых линий» с гражданами по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства, график проведения которых размещен на официальном интернет-сайте Министерства: www.msp.midural.ru,
- сообщить на личном приеме граждан и представителей организаций Министром социальной политики Свердловской области, заместителями Министра и (или) уполномоченными должностными лицами Министерства (график приема граждан и телефоны для записи на прием размещены  в рубрике «обращения граждан» на официальном интернет-сайте Министерства: www.msp.midural.ru.

в Органы внутренних дел:

- в районные или городские отделения (отделы, управления) полиции или в Главное управление Министерства внутренних дел России по Свердловской области (620014, г. Екатеринбург пр. Ленина д. 17, тел. (343) 358-82-32).

в Органы прокуратуры:

- к районному прокурору или Прокурору Свердловской области (620014, г.Екатеринбург, ул. Московская, д. 21 тел. (343) 377-53-63).

в Следственный комитет:

- в районные или городские следственные отделы или в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области – 620142, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Щорса,18, тел. 8(343)297-72-31.

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно. В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры заявителя обязаны выслушать и принять сообщение в устной

По вопросам, связанным с нарушением порядка проведения закупок для государственных нужд, дополнительно можно обратиться:

- в Министерство финансов Свердловской области (телефон 317-47-96 либо на адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
- в УФАС по Свердловской области по ссылке: http://www.sverdlovsk.fas.gov.ru/contact-us).

Наиболее вероятные (типичные) ситуации неправомерного поведения  лиц, замещающих государственные должности Свердловской области, должности государственной гражданской службы Свердловской области

  1. Ситуация, связанная с предоставлением государственных услуг по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, социальных гарантий, социальных выплат и компенсаций, постановке на учет и предоставлению путевок в оздоровительные организации:– государственный служащий при оказании государственной услуги предпринимает действия (бездействия) направленные на вымогательство взятки либо посредничество во взятке;
    - государственный гражданский служащий в личных целях либо в интересах третьих лиц (граждан или организаций) используя служебное положение предоставляет недостоверные сведения, вносит в документы заведомо ложные сведения, при этом данная информация имеет существенное значение для принятия решения по предоставлению (отказе в предоставлении) гражданам мер социальной поддержки, социальных гарантий, социальных выплат и компенсаций, постановке на учет и предоставлению путевок в оздоровительные организации.2. Ситуация, связанная с проведением закупок для государственных нужд (государственного заказа).– государственный гражданский служащий при формировании начальной (максимальной) цены контракта, документации для осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, используя должностное положение в целях получения выгоды лоббирует интересы физических и юридических лиц;
    – государственный гражданский служащий в личных интересах либо в интересах третьих лиц при приемке товаров, работ, услуг, используя должностное положение в целях получения выгоды предоставляет недостоверные сведения, вносит в документы заведомо ложные сведения, сокращает/увеличивает срок приемки товаров, работ, услуг;
    – государственный гражданский служащий при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в личных интересах либо в интересах третьих лиц необоснованно дискриминирует участников закупок при проведении процедур определения поставщиков;
    - государственный гражданский служащий при проведении мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков скрывает факты нарушений, предоставляет недостоверные сведения, вносит в документы заведомо ложные сведения, исправления, искажающие действительное содержание сведений, умышленно уничтожает или производит подлог документов, при этом данная информация имеет значение для объективного проведения проверки, либо использует результаты проверок в личных целях.Дополнительные меры, предпринимаемые гражданами или представителями юридических лиц по предотвращению неправомерных действий при проведении закупок для государственных нужд:
    – задействовать общественные объединения и объединения юридических лиц для осуществления мероприятий по Общественному контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
    Комментарии:
    В соответствии со статьей 102 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
    1. Граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее - общественный контроль). Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
    2. Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.
    3. Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:
    1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
    2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
    3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
    4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;
    5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
    6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    4. Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.
    5. Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля.